воскресенье, 20 сентября 2020 г.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ, направленные на развитие эмоциональной контактности

Цель проведения сенсорных игр с ребенком с РАС:

создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.

Задачи:

  •  Переживание приятных эмоций.
  • Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
  • Получение ребенком новой сенсорной информации.
  • Внесение в игру новых социальных смыслов.

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. 

Ощущения могут быть самыми разнообразными:

  • зрительные (например, ребенок видит яркие цве­та, их перетекание друг в друга, смешивание):
  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до про­хладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкоснове­ния, объятия с другим человеком);
  •  двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится разли­чать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревян­ного забора и стальной перекладины);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Виды сенсорных игр

  • Игры с красками
  • Игры с водой
  • Игры с крупами и сыпучими веществами
  • Игры с пластичными материалами
  • Игры со звуками
  • Игры с ритмами
  • Игры с движениями и тактильными ощущениями


Игры для детей с РАС, достигших школьного возраста, должны развивать:

  •  навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку интегрироваться в коллектив;
  •  проприоцептивные и моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от нейротипичных сверстников.

С аутичным ребенком младшего школьного возраста можно играть:

  • в шпиона. Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его;
  • в «нарисуй мое лицо». Нарисуйте на бумаге овал, а затем гипертрофированной мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость, грусть и т. д. Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту эмоцию;
  • в кукольный театр, где куклы и другие игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, разных знакомых малышу ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребенка, закрепленные на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным.

«Отгораживание» ребёнка с РАС от мира приводит к нарушению сознательных и чувственных связей с другими людьми, восстановить которые можно при помощи игр, направленных на развитие эмоциональной контактности. Для детей, не говорящих вообще или имеющих речевые проблемы, необходимо включать в игровой процесс логопедические элементы. 

Прекрасной “развивашкой” для младших школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий