Цель проведения сенсорных игр с ребенком с РАС:
создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
- Переживание
приятных эмоций.
- Возникновение
эмоционального контакта со взрослым.
- Получение
ребенком новой сенсорной информации.
- Внесение в игру новых социальных смыслов.
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения.
Ощущения могут быть самыми разнообразными:
- зрительные
(например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга,
смешивание):
- слуховые
(ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания
музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные
(то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные
по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой
поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и
крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с
другим человеком);
- двигательные (ощущения от
движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
- обонятельные
(ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от
аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной
перекладины);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Виды сенсорных игр
- Игры с красками
- Игры с водой
- Игры с крупами и сыпучими веществами
- Игры с пластичными материалами
- Игры со звуками
- Игры с ритмами
- Игры с движениями и тактильными ощущениями
Игры для детей с РАС, достигших школьного возраста, должны развивать:
- навык
социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и
помочь ребенку интегрироваться в коллектив;
- проприоцептивные
и моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от нейротипичных
сверстников.
С аутичным ребенком младшего школьного возраста можно играть:
- в шпиона. Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его;
- в «нарисуй мое лицо». Нарисуйте на бумаге овал, а затем гипертрофированной мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость, грусть и т. д. Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту эмоцию;
- в кукольный театр, где куклы и другие игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, разных знакомых малышу ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребенка, закрепленные на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным.
«Отгораживание» ребёнка с РАС от мира приводит к нарушению сознательных и чувственных связей с другими людьми, восстановить которые можно при помощи игр, направленных на развитие эмоциональной контактности. Для детей, не говорящих вообще или имеющих речевые проблемы, необходимо включать в игровой процесс логопедические элементы.
Прекрасной “развивашкой” для младших
школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения
под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите
ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен
будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий