В качестве визуальной поддержки для учащихся с РАС при осуществлении обучения навыкам математических вычислений можно использовать русские счёты. Данный метод актуален при трудностях понимания учащимися количественного состава числа.
АЛГОРИТМ
вычислений на русских счётах
№
п.п.
|
Последова-тельные
действия
|
Пример
на сложе-
ние
|
Пример
на вычитание
|
Примечание
|
|||||
1
|
Записать пример
|
7 + 8=
|
16 – 8=
|
|
|||||
2
|
Отложить на счётах первое число
|
«Отложи 7 единиц».
|
«Отложи
число 16»
[если ребёнок затрудняется, дополняем:16 – это 1 десяток и 6
единиц»]
|
Важно:
чтобы ребёнок откладывал число не по единице, а единовременно захватывая
двумя пальцами нужное количество костяшек, ориентируясь на серединные (выделенные другим цветом) костяшки или
на остающийся остаток.
|
|||||
3
|
Произвести вычисление, используя подсказку «Домик состава
числа 10»
|
«Чтобы прибавить 8, нужно прибавить 10 [можно уточнить: один
десяток] и отнять 2 единицы».
|
«Чтобы вычесть число 8, нужно вычесть 10 (один десяток) и
прибавить 2 единицы».
|
+ –
10
|
|||||
4
|
Назвать результат вычислений.
|
«Сколько получи-
лось?
Назови ответ».
Ответ: 15.
|
«Сколько получи-
лось?
Назови ответ».
Ответ: 8.
|
Важно: учить ребёнка «читать» ответ, не пересчитывая каждую
костяшку, а целиком «видеть» всё число, используя зрительные ориентиры
(серединные костяшки, остаток, имея перед глазами подсказку «Домик состава
числа 10»). Данный навык формируется постепенно и переходит в автоматическое
действие.
|
Упражнения для формирования навыка
автоматического набора чисел
(используются перед занятием по
математике):
1. «Отложи число …» (например,
7). Обратить внимание на подсказку «Домик состава числа 10»: на линии у нас
десять единиц, чтобы отложить семь единиц, можно оставить три костяшки.
2. «Назови число». Произвольно
откладываем любое двузначное или однозначное число, ребёнок называет его.
Подсказки ребёнку:
– если у нас разделились серединные костяшки, то и справа, и
слева у нас по пять единиц.
– если две цветные костяшки вошли в число, то это число шесть.
– если справа осталось три костяшки, значит у нас число 7
(смотрим на подсказку «Домик состава числа 10»); если в остатке две костяшке,
значит число 8 и т.д.
3. «Разменяй 1 десяток на
10 единиц». (и наоборот «Разменяй 10 единиц на 1
десяток»). Подвести ребёнка к пониманию
того, что на счётах можно отложить одно и то же круглое число, как при помощи
десятков, так и используя шкалу единиц. Так, число «20» можно отложить в виде
двух костяшек на шкале десятков, так и отложив 1 десяток и 10 единиц (на шкале
единиц). Второй вариант приемлем, если мы решаем пример на вычитание.
Особенности прибавления (вычитания) простых чисел: 6,7,8,9.
Вычисления с данными числами
следует выполнять с опорой на подсказку «Домик состава числа 10». [Данная
подсказка используется ТОЛЬКО при отсутствии у детей знаний состава числа.
Использование данной подсказки стимулирует формирование этих знаний через
многократное зрительное восприятие в процессе осуществления математических
вычислений].
В ходе решения того или
иного примера зрительно указываем ребёнку на строку в подсказке «Домик состава
числа 10», актуальную для данного примера.
Чтобы к некоторому числу прибавить:
|
6
|
Нужно прибавить 10* и отнять 4
|
7
|
Нужно прибавить 10 и отнять 3
|
|
8
|
Нужно прибавить 10 и отнять 2
|
|
9
|
Нужно прибавить 10 и отнять 1
|
Чтобы от некоторого числа вычесть:
|
6
|
Нужно вычесть 10 и прибавить 4
|
7
|
Нужно вычесть 10 и прибавить 3
|
|
8
|
Нужно вычесть 10 и прибавить 2
|
|
9
|
Нужно вычесть 10 и прибавить 1
|
* – при затруднении ребёнка
выполнить действие с числом «10» можно уточнить: 10 – это один десяток.
Особенности прибавления (вычитания) простых чисел: 2,3,4,5.
Данные вычисления
производятся путём прибавления (вычитания) по одной единице, в ходе вычислений
используем операцию размен (десять костяшек на шкале единиц меняем на 1 костяшку на
шкале десятков; или
наоборот: 1 десяток размениваем на 10 единиц).
№
п.п.
|
Последовательные
действия
|
Пример
на сложение
|
Пример
на вычитание
|
1
|
Записать пример
|
9 + 3 =
|
11 – 4 =
|
2
|
Отложить на счётах первое число
|
«Отложи 9 единиц».
|
«Отложи число 11»
[если ребёнок
затрудняется, дополняем: 11 – это 1 десяток и 1 единица»]
|
3
|
Обратить внимание ребёнка, что после набора первого числа
имеющихся костяшек нам не хватает для вычисления; и что необходимо будет
произвести размен, чтобы пример был решён
|
«Смотри, на шкале единиц у нас осталась одна единица, а нам
нужно прибавить три единицы;
в этом примере будем делать размен».
|
«Смотри, у нас на шкале единиц всего одна единица, а нам нужно
вычесть четыре единицы;
в этом примере будем делать размен».
|
4
|
Произвести вычисление, используя операцию размена (десять
костяшек на шкале единиц меняем на 1 костяшку на шкале десятков; и наоборот:
1 десяток размениваем на 10 единиц)
|
«Мы прибавляем эту единицу [уточняем: «плюс один»], производим
размен [уточняем: «10 единиц – это 1 десяток, поэтому мы их можем заменить на
одну костяшку на линии десятков»], и далее продолжаем прибавлять по единице:
плюс два, плюс три».
|
«Мы вычитаем (отнимаем) одну единицу [уточняем: «минус один»],
производим размен [уточняем: «1 десяток – это 10 единиц, поэтому одну
костяшку на линии десятков мы можем заменить на 10 единиц»], и далее
продолжаем вычитать по единице: минус два, минус три, минус четыре».
|
5
|
Назвать результат вычислений
|
«Сколько получилось?
Назови ответ».
Ответ: 12.
|
«Сколько получилось?
Назови ответ».
Ответ: 7.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий