При работе с детьми с РАС методы воздействия должны базироваться на поведенческом подходе. Целью данного подхода является формирование поведения. С педагогической точки зрения становится важным формировать у ребенка учебное поведение, такое как уметь сидеть за партой, слушать и смотреть на педагога, выполнять задания, ждать перемены, не портить методический материал. Особенно актуальны такие навыки в групповой работе, где ребенку необходимо самостоятельно контролировать себя в течение всего урока.
Методическими «инструментами» в работе с детьми с аутизмом могут быть:
Визуализация
Одной из «сильных» черт детей с РАС является визуальное восприятие, данную особенность педагоги используют для построения наиболее эффективных занятий. Для того, чтобы ребенок усвоил то или иное знание или придерживался правил, их визуализируют, то есть изображают в виде рисунка, схемы.
Использование поощрений
Поощрения
– это предметы или действия, которые любит ребенок. Поощрением может быть что
угодно: сладости, игра в компьютер, мяч, батут, игрушки, подвижные игры и т.д.
Поощрение может быть предоставлено ребенку только после выполнения задания,
которое от него требуется. Таким образом, педагоги мотивируют ребенка к
занятиям.
Данная система основывается на использовании поощрений. Жетонная система используется так же для мотивации ребенка, требуя от учащегося большего количества выполненных заданий. Достоинством этого способа является то, что ребенок видит, сколько ему нужно выполнить заданий, чтобы получить «приз». Именно это визуальное отображение числа заданий помогает ребенку спокойно выполнять их, так как он видит, когда закончится достаточно неприятное для него действие.
Визуальное расписание
Визуальное
расписание – это наглядное отображение того, что ожидает ребенка на уроке. В
нем отображаются задания, поощрения, виды уроков (если ребенок находится
продолжительное время в образовательном учреждении), перемены и уход домой.
Данный прием необходим для соблюдения ребенком учебных правил, благодаря ему он
видит, в какой момент нужно заниматься, а в какой отдыхать, и когда закончится
занятие.
Социальные истории
Социальные истории используются для объяснения ребенку того, как нужно вести себя в той или иной ситуации или для модификации нежелательного поведения. Они представляют из себя ряд картинок с письменными комментариями. С помощью такого визуального инструмента детей обучают, как себя нужно вести на уроке, что нужно делать, если тебя кто-то обидел, как знакомиться с другими детьми и т.д.
Не
существует универсальных средств для обучения ребенка с РАС, т.к. специфические
проявления нарушения у каждого учащегося отличны друг от друга. В педагогической
практике существует великое множество примеров успешной адаптации ребенка к
жизни в современном обществе, что говорит о том, что детям с РАС необходима
квалифицированная помощь, а взрослым, которые его развивают терпение и
готовность к кропотливой работе, которая обязательно даст плоды!
Комментариев нет:
Отправить комментарий