Выделяет следующий типы неправильного воспитания, которые в виде тенденций присущи ряду современных семей вне зависимости от особенностей развития ребенка. Неправильное воспитание приводит к формированию психопатического развития, утяжеляет уже существующие заболевания. Среди типов неправильного воспитания описаны:
1. Гипопротекция в виде недостатка
опеки и контроля либо когда контроль за поведением ребенка как будто
осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Скрытая гипопротекция
нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением.
2. Доминирующая гиперпротекция в виде
чрезмерной опеки и контроля. Гиперпротекция не позволяет ребенку с ранних лет
учиться на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к
самостоятельности.
3. Потворствующая гиперпротекция, когда
ребенок становится «кумиром семьи» и освобождается от малейших трудностей, от
скучных и неприятных обязанностей.
4. Воспитание «в культе болезни», когда
болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи.
Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и неадекватную
самооценку.
5. Эмоциональное отвержение, когда
ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей.
Силами разума и воли родители иногда компенсируют отвержение подчеркнутой
заботой, однако ребенок ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
6. Условия повышенной моральной ответственности,
когда родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его
успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок
воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты.
7. Противоречивое воспитание, когда в
одной семье каждый придерживается неодинаковых воспитательных стилей и сочетает
несовместимые воспитательские подходы. При этом члены семьи конкурируют, а то и
открыто конфликтуют друг с другом.
Многие из этих типов воспитания нередко
встречаются в семьях, воспитывающих ребенка с РАС. «Защитная» позиция человека по
отношению ко все более четко проявляющимся отклонениям в развитии ребенка
способна породить такой стиль воспитания, который можно описать как перфекционистский. На первый план
выходят успехи ребенка и способы их достижения, что ведет к принуждению,
порицаниям, жесткости и муштре. Ребенку, для которого требования явно завышены,
отводится роль «козла отпущения», и он постепенно превращается в аутсайдера в
собственной семье.
Однако та же тенденция к отрицанию реальности может привести к противоположной стратегии. Родители начинают баловать и чрезмерно оберегать своего ребенка, ставят его в центр внимания семьи и создают тепличные условия, которые мешают движению вперед. Иногда из-за страха, что ребенок останется равнодушным или негативно это воспримет, не предпринимаются попытки мотивировать его, пробудить в нем инициативу.
/источник: Манелис Н.Г., Волгина Н.Н.,
Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями
детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.
ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.)/
Комментариев нет:
Отправить комментарий