Чем конструктивнее семья, тем больше у ребенка
с РАС шансов адаптироваться, несмотря на все свои особенности. Наличие в семье ребенка с нарушениями аутистического спектра предъявляет к ней повышенные требования. Его родителям недостаточно
быть такими, как все. Для того чтобы научиться понимать особенного ребенка,
нужно время. То, насколько быстро они научатся понимать, а значит помогать
своему ребенку, зависит не столько от него, сколько от них. Чем выше уровень
эмпатии (сопереживания), тем больше вероятность того, что конфликтных ситуаций
будет меньше. Работая над собой и повышая уровень своей психологической
компетентности в различных формах (участие в семинарах, тренингах, родительских
группах), родители, безусловно, облегчают положение ребенка.
Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:
1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся
карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или
люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для
объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на
несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала
четко произносится: ” Пора спать” и далее демонстрируются карточки. Карточки
могут быть следующие: “снять одежду”, “надеть пижаму”, “почистить зубы”,
“умыться”, “сходить в туалет”, “пойти спать” и последней, картинка спящего
ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным.
Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может
быть даже через год, достаточно будет сказать “пора спать” и ребенок будет
знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных
занятий. Такие карточки должны быть на все действия “гулять”, ”кушать”, “читать”,
“рисовать”.
2. Дети с аутизмом нередко боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.
3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
5. Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
9. Танцуйте. Можно танцевать
дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.
И самое главное правило – НЕ ОСТАТЬСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ, обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий