четверг, 9 января 2020 г.

Трудности понимания учащимися количественного состава числа: обучение навыкам математических вычислений с помощью русских счёт


В качестве визуальной поддержки для учащихся с РАС при осуществлении обучения навыкам математических вычислений можно использовать русские счёты. Данный метод актуален при трудностях понимания учащимися количественного состава числа.

АЛГОРИТМ
вычислений на русских счётах


№ п.п.
Последова-тельные действия
Пример на сложе-
ние
Пример на вычитание
Примечание
1
Записать пример
7 + 8=
16 – 8=

2
Отложить на счётах первое число
«Отложи         7 единиц».
«Отложи
число 16»             
[если ребёнок затрудняется, дополняем:16 – это 1 десяток и 6 единиц»]
Важно: чтобы ребёнок откладывал число не по единице, а единовременно захватывая двумя пальцами нужное количество костяшек, ориентируясь на серединные (выделенные другим цветом) костяшки или на остающийся остаток.
3
Произвести вычисление, используя подсказку «Домик состава числа 10»

«Чтобы прибавить 8, нужно прибавить 10 [можно уточнить: один десяток] и отнять 2 единицы».
«Чтобы вычесть число 8, нужно вычесть 10 (один десяток) и прибавить 2 единицы».
9––––––1
8––––––2
7––––––3
6––––––4
5––––––5




  +            –
               
          10         
  


4
Назвать результат вычислений.
«Сколько получи-
лось? Назови ответ».
Ответ: 15.
«Сколько получи-
лось? Назови ответ».
Ответ: 8.
Важно: учить ребёнка «читать» ответ, не пересчитывая каждую костяшку, а целиком «видеть» всё число, используя зрительные ориентиры (серединные костяшки, остаток, имея перед глазами подсказку «Домик состава числа 10»). Данный навык формируется постепенно и переходит в автоматическое действие.

  
Упражнения для формирования навыка
автоматического набора чисел
(используются перед занятием по математике):

1. «Отложи число …» (например, 7). Обратить внимание на подсказку «Домик состава числа 10»: на линии у нас десять единиц, чтобы отложить семь единиц, можно оставить три костяшки.

2. «Назови число». Произвольно откладываем любое двузначное или однозначное число, ребёнок называет его. 
Подсказки ребёнку:
– если у нас разделились серединные костяшки, то и справа, и слева у нас по пять единиц.
– если две цветные костяшки вошли в число, то это число шесть.
– если справа осталось три костяшки, значит у нас число 7 (смотрим на подсказку «Домик состава числа 10»); если в остатке две костяшке, значит число 8 и т.д.

3. «Разменяй 1 десяток на 10 единиц». (и наоборот «Разменяй 10 единиц на 1 десяток»). Подвести ребёнка к пониманию того, что на счётах можно отложить одно и то же круглое число, как при помощи десятков, так и используя шкалу единиц. Так, число «20» можно отложить в виде двух костяшек на шкале десятков, так и отложив 1 десяток и 10 единиц (на шкале единиц). Второй вариант приемлем, если мы решаем пример на вычитание.

Особенности прибавления (вычитания) простых чисел: 6,7,8,9.

Вычисления с данными числами следует выполнять с опорой на подсказку «Домик состава числа 10». [Данная подсказка используется ТОЛЬКО при отсутствии у детей знаний состава числа. Использование данной подсказки стимулирует формирование этих знаний через многократное зрительное восприятие в процессе осуществления математических вычислений].
В ходе решения того или иного примера зрительно указываем ребёнку на строку в подсказке «Домик состава числа 10», актуальную для данного примера.

Чтобы к некоторому числу прибавить:
6
Нужно прибавить 10* и отнять 4
7
Нужно прибавить 10 и отнять 3
8
Нужно прибавить 10 и отнять 2
9
Нужно прибавить 10 и отнять 1

Чтобы от некоторого числа вычесть:
6
Нужно вычесть 10 и прибавить 4
7
Нужно вычесть 10 и прибавить 3
8
Нужно вычесть 10 и прибавить 2
9
Нужно вычесть 10 и прибавить 1
* – при затруднении ребёнка выполнить действие с числом «10» можно уточнить: 10 – это один десяток.


Особенности прибавления (вычитания) простых чисел: 2,3,4,5.

Данные вычисления производятся путём прибавления (вычитания) по одной единице, в ходе вычислений используем операцию размен (десять костяшек на шкале единиц меняем на 1 костяшку на шкале десятков; или наоборот: 1 десяток размениваем на 10 единиц).


№ п.п.
Последовательные действия
Пример на сложение
Пример на вычитание
1
Записать пример
9 + 3 =
11 – 4 =
2
Отложить на счётах первое число
«Отложи 9 единиц».
«Отложи число 11»             
[если ребёнок затрудняется, дополняем: 11 – это 1 десяток и 1 единица»]
3
Обратить внимание ребёнка, что после набора первого числа имеющихся костяшек нам не хватает для вычисления; и что необходимо будет произвести размен, чтобы пример был решён
«Смотри, на шкале единиц у нас осталась одна единица, а нам нужно прибавить три единицы;
в этом примере будем делать размен».

«Смотри, у нас на шкале единиц всего одна единица, а нам нужно вычесть четыре единицы;

в этом примере будем делать размен».

4
Произвести вычисление, используя операцию размена (десять костяшек на шкале единиц меняем на 1 костяшку на шкале десятков; и наоборот: 1 десяток размениваем на 10 единиц)

«Мы прибавляем эту единицу [уточняем: «плюс один»], производим размен [уточняем: «10 единиц – это 1 десяток, поэтому мы их можем заменить на одну костяшку на линии десятков»], и далее продолжаем прибавлять по единице: плюс два, плюс три».

«Мы вычитаем (отнимаем) одну единицу [уточняем: «минус один»], производим размен [уточняем: «1 десяток – это 10 единиц, поэтому одну костяшку на линии десятков мы можем заменить на 10 единиц»], и далее продолжаем вычитать по единице: минус два, минус три, минус четыре».

5
Назвать результат вычислений
«Сколько получилось? Назови ответ».
Ответ: 12.
«Сколько получилось? Назови ответ».
Ответ: 7.