воскресенье, 29 января 2023 г.

Сильные стороны аутизма при диагностике.



Чтобы попасть под диагностические критерии для расстройства аутистического спектра, ребенок должен иметь выраженные отличия в трех сферах социальных взаимодействий и иметь несколько видов повторяющегося поведения.

А. Различия в социальных коммуникациях и взаимодействиях выражаются в следующем:

1 - Разница в коммуникации: тенденция уходить от темы разговора, говорить увлеченно об особых интересах и не участвовать в светских разговорах.

2 - Отличия в невербальной коммуникации, включающие: стимминг во время разговора, взгляд не направлен на собеседника, незаинтересованность в разговорах "о погоде".

3 - Из-за перечисленных отличий в общении нейротипичные люди избегают аутистичных, и те зачастую убеждаются в том, что они не социальны (интроверты).

Б. Повторяющееся поведение и интересы выражаются по крайней мере в следующем:

1 - Стимминг или эхолалия
(неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи)

2 - Безопасность в рутине. Люди с аутизмом не имеют фильтра чувствительности (сенсорики), поэтому мир им видится как постоянных хаос. Рутина дает комфорт перегруженным людям с РАС.

3 - Особые интересы: ввиду гипер-связности мозга, люди с РАС с особой страстью относятся к тому, что любят, поэтому они сильно погружаются (фиксируются) на своих интересах.

4 - Гипер или гипореактивность на стимулы: ввиду той же гиперсвязности, люди с аутизмом чувствуют мир более интенсивно. А иногда наоборот теряют контакт с миром, влияя на фокус с помощью другого сильного стимула (интереса).

В. Мы рождаемся с этими чертами, но учимся как их маскировать. Иногда они выходят наружу - под влиянием стресса или наоборот, когда мы чувствуем себя в безопасности.

Г. Эти черты вызывают у других людей дистресс. Обратите внимание, что DSM выделяет что-то как расстройство, только если это влияет на других людей или на работу, но не тогда, когда это ежедневно влияет на нашу жизнь.

Д. Аутизм никак не связан с интеллектуальными способностями.

Мэтт Лоури, психотерапевт специализирующийся на работе с людьми с РАС, родитель ребенка с аутизмом.

Источник:
https://drlizangoff.com/strengths-based-autism-criteria/

Статья про гипер-связность аутистичного мозга:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3894787/

среда, 11 января 2023 г.

АВА. РАСПОЗНАВАНИЕ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ.



О методах обучения распознаванию различных эмоций, о сложности невербальной коммуникации, о навыке сканирования лиц, эмоциональной саморегуляции, о перспективном мышлении и «чтении мыслей» другого человека можно говорить практически бесконечно. Но для того, чтобы данная публикация была лаконичной, попробуем сфокусировать наше внимание на том, как обучить ребенка распознавать и категоризировать эмоции других людей.

Данная тема актуальна не только для детей с аутизмом. Многие дети младшего возраста испытывают сложности с определением эмоций других людей и с продуцированием соответствующих адекватных реакций на них. Многие из нас сталкивались в своей жизни и профессиональной практике с эмоциональной незрелостью у детей в возрасте 3, 4 или даже 7 лет, которые испытывают сложности в формировании и поддержании дружеских отношений по причине раздражающего и вызывающего поведения. Они грубо или не по-доброму шутят над своими друзьями, и никому, кроме них самих, это не кажется смешным. Кажется, будто они не замечают, когда их друзья чем-то огорчены, расстроены или смущены. Они чувствуют себя некомфортно, если рядом с ними вдруг расплачется кто-то из друзей, и вместо того, чтобы спросить «Что случилось?», они просто отходят в сторону.

Несмотря на то, что, как правило, это воспринимается в качестве социального навыка, обучение определению эмоций может также оказать влияние на коммуникацию, игровые навыки, академическую успеваемость и успешность, и даже на способность устроиться на работу и сохранить ее. Подумайте о 17-летнем подростке с синдромом Аспергера, который рассказывает на работе неуместные шутки на тему секса просто потому, что он не может понять, когда другие люди раздражены или рассержены.  Или же о 7-летнем ребенке с РАС, который не может поддерживать дружеские отношения, поскольку он никогда не смотрит в глаза своим друзьям.

Многие АВА-тераписты любят обучать своих подопечных различению эмоций, поскольку это жизненно важный навык, необходимый для значимости взаимодействия ребенка с обществом, но процесс обучения имеет особенную ценность потому, что ребенку приходится смотреть на лица других людей для того, чтобы обучиться данному навыку. Многие дети с аутизмом готовы на многое, чтобы не смотреть на лица окружающих их людей, а особенно часто они избегают зрительного контакта. Тем не менее, основная часть невербальной коммуникации происходит именно посредством взгляда на лица людей и в их глаза. Таким образом, показывая ребенку карточку, или же преувеличивая выражение лица, мы не только обучаем ребенка категоризации эмоций, но и учим их тому, что ключ к пониманию других людей – это, зачастую, их лица.

Чем скорее вы сможете начать обучение ребенка эмоциям, тем лучше. В действительности, не существует каких-либо необходимых предварительных навыков для обучения детей распознаванию эмоций; скорее, это один из ключевых навыков, который открывает путь для обучения ребенка другим различным навыкам. Всегда оставайтесь внимательны к тому, чтобы моделировать соответствующее выражение лица, тон голоса и эффект воздействия, когда демонстрируете какое-либо поведение. Если вы моделируете «счастье», тогда говорите громко, улыбайтесь, широко раскройте глаза и хлопайте в ладоши или выкрикните «Ура». Делайте больше, чем простое изменение выражения лица. При обучении ребенка с аутизмом навыку распознавания эмоций, бывает полезным немного преувеличивать ваши действия. Многие дети с РАС не хотят смотреть на лица людей, поэтому попробуйте дать им причину для того, чтобы они захотели изучить ваше лицо. Испытайте свои актерские способности и отдайтесь процессу. Если вы моделируете грусть, притворитесь, что плачете, говорите дрожащим голосом и опустите голову. Продемонстрируйте глубину эмоции, изображения которой вы ждёте от ребенка.

Программы обучения эмоциям могут быть довольно сложными или преподноситься ребенку в очень простой форме, все это зависит от возраста и функционального уровня конкретного учащегося. Ребенка младшего возраста можно научить дотрагиваться до «счастливой» куклы или «грустной» куклы. А подростку с аутизмом можно дать просмотреть короткий видеоролик с новостями о различных происшествиях, а затем обсудить с ним, что чувствовали люди на этих видеосюжетах.

В зависимости от того, как ребенок общается, вы можете начать обучение как восприятию, так и выражению эмоций. Если ребенок не имеет мощных вокальных навыков коммуникации, как правило, программу лучше начинать с рецептивного восприятия эмоций («дотронься до грустного»), а затем переходить к экспрессивным навыкам выражения эмоций («что он/она чувствует?»). Существует девять основных эмоций, которым необходимо обучить ребенка, кроме того, следует также проконсультироваться с людьми, осуществляющими непосредственный уход за ребенком, и узнать, насколько комплексными они хотят видеть у ребенка навыки распознавания основных девяти эмоций, к которым относятся эмоции счастья, грусти, злости, удивления, страха, смущения, сонливости, скуки, стеснения.

Ниже приведен пример иерархии базовых навыков понимания эмоций:

• Рецептивное определение эмоций с использованием объекта (например, куклы)
- Определенный стимул: «Дай мне грустную куклу»

• Рецептивное определение эмоций с использованием картинки с изображением (предпочтительно использование больших цветных фотографий)
- Определенный стимул: «Дотронься до счастливого мальчика»

• Экспрессивное определение эмоций с использованием картинки с изображением
- Определенный стимул: «Что он чувствует?»

• Экспрессивное определение эмоций по выражению лица другого человека
- Определенный стимул: «Что я чувствую?»

• Ребенок изменяет выражение лица, чтобы продемонстрировать эмоции
- Определенный стимул: «Покажи мне, как ты боишься»

• Ребенок категоризирует эмоции с использованием картинки сценария
- Определенный стимул: (Ребенок смотрит на фото маленькой плачущей девочки, которая только что уронила рожок с мороженым) «Что она чувствует?»

• Ребенок разыгрывает сценарий или короткую сценку, включающую эмоции
-Определенный стимул: Терапист говорит ребенку притвориться, что у него сегодня день рождения, и он открывает подарки. «Покажи мне восторг!»

Как только ребенок научится понимать эмоции, вы заметите, что вам станет легче давать ему подсказки к соответствующему социальному взаимодействию («Ты обижаешь этим своих друзей, посмотри, девочка плачет»), обобщать приобретаемые навыки до уровня саморегуляции («Ты выглядишь расстроенным, пойдем на прогулку»), помогать ребенку в коммуникации («Когда ты кричишь и делаешь такое лицо, я начинаю думать, что ты злишься. Я хочу, чтобы ты попросил меня вежливо и со спокойным лицом»), и т.д. Важность обучения детей с аутизмом тому, как понимать эмоции, невозможно переоценить.

**Совет для родителей: Вы, как первые учителя для своих детей, должны убедиться в том, что вы моделируете широкий круг различных эмоций для вашего ребенка с аутизмом. Специалисты часто замечают, что аутичным детям наиболее всего подвластны две эмоции: ярость и счастье. В большинстве случаев так происходит потому, что именно эти две эмоции они видят на лицах у своих родителей чаще всего: очень счастливый взрослый с большой улыбкой или очень злой взрослый, повышающий свой голос. А как же такие эмоции, как страх? Смущение? Гордость? Удовольствие? Когда в последний раз вы позволили своему ребенку увидеть, что вы чего-то боитесь? Это может показаться довольно странным, однако для ребенка с аутизмом ваше лицо может быть единственным лицом, при взгляде на которое он чувствует себя комфортно. Как родитель ребенка с особыми потребностями, вы должны проходить через все эмоции регулярно! Не бойтесь показать ребенку свою уязвимость и эмоциональность.

Источник: http://www.iloveaba.com/2013/04/recognizing-labeling-emotions.html