воскресенье, 12 сентября 2021 г.

Портфолио как средство повышения самооценки, понимания и определения себя как личности для учащихся с расстройством аутистического спектра

 

Портфолио происходит от англ. portfolio – в общем смысле слова – это некое досье, перечень образцов работ, снимков или достижений, визитная карточка соискателя, которая представляет его умения и навыки.

Портфолио для учащихся с расстройством аутистического спектра – это своего рода «копилка» личных достижений в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций; возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.


Портфолио — это шаг в понимании и определении учащимся с РАС своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий окружающего мира через призму детского восприятия. При заполнении портфолио в живом общении ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, класса, школы, родного города, страны. 

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Портфолио учащегося с РАС рассматривается в качестве личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания в школе, на различных мероприятиях и дома.

Основными задачами применения портфолио «Мои достижения» являются:

поддержание и поощрение мотивации обучающегося с РАС, его активности и самостоятельности;

систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, творческую, спортивную;

создание ситуации успеха для каждого ученика (формирование адекватной самооценки);

содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Существует два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Неадекватная делится на завышенную и заниженную. 

Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Она предполагает признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. Для детей с РАС выработка адекватной самооценки является трудностью, так как у них зачастую отсутствует критичность мышления. Поэтому создание портфолио может являться для учащегося с расстройством аутистического спектра своеобразным помощником в понимании и определения себя как личности «Это я».

Проект создания портфолио с учащейся с РАС Кирой С. реализовывался в три этапа:

1 этап: подготовительный - выбор содержания портфолио, знакомство с особенностями заполнения портфолио.

2 этап: реализационный – заполнение портфолио учащейся совместно с воспитателем индивидуального сопровождения.

3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация. Данный этап находится в далёкой перспективе.

Каким может быть портфолио?

Портфолио учащегося с РАС непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните учащемуся, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет». Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «как за год ты подрос, как многому ты научился!»

Примерная структура портфолио:

«Моя семья» (информация о родителях; совместные занятия; встречи в родительском клубе; фотоотчёты о совместных прогулках и экскурсиях; работе).

«Мир, в котором я живу» (сведения об окружении ребенка, его семье, друзьях, близких людей; можно генеалогическое древо семьи; картинки и фотографии друзей; семейный фотоальбом;).

«Я хожу в школу» (визуальная информация о воспитателях, учителях расписание непосредственно организованной деятельности, режим дня).

 «Мое творчество» (рисунки ребенка; фотографии поделок, аппликаций, оригами и т. д.

 «Мои увлечения» (перечень любимых книг ребенка, успехи ребенка в различных областях, особые склонности и особенности ребенка).

«Я учусь общаться» (придуманные ребенком игры, рассказы, слова, рисунки и творческие работы).

 «Мои впечатления» (фотографии, рисунки, поделки с мест отдыха и поездок).

 «Мои награды» (отметки о наградах, грамоты, сертификаты).

Условия достижения цели при создании Портфолио.

1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать, по возможности, самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио.

3. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.


Таким образом, работа над созданием портфолио (как многоступенчатый и временной процесс) – это своеобразный маршрут изучения ребёнком с РАС себя. Это возможность ребёнку лучше понять себя и других в окружающей действительности.. Это способ взаимодействия учащихся между собой; воспитателя и сопровождаемого. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых годах, проведённых в школе.