пятница, 27 марта 2020 г.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма








Коронавирус: как рассказать детям об этом



Уважаемые семьи и воспитатели!
Автор Мануэла Молина построила эту короткую книгу для детей с целью поддержать эмоциональный мир детей против вируса COVID-19. 

 Рекомендую распечатать его так, чтобы дети могли рисовать свои эмоции, а дома они могли читать их повторно. Помните, что эмоции обрабатываются посредством повторяющейся игры, а истории читаются несколько раз. Не забудьте поделиться COVIBOOK со своим сообществом и ослабить беспокойство детей.

Визуальная поддержка и успокоение детей: ОТКРОЙТЕ ССЫЛКУ!



Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо. Детям бывает трудно понять, что они видят в Интернете или по телевизору — или слышат от других людей, — поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Но открытый, поддерживающий разговор с вашими детьми может помочь им понять, справиться и даже принести пользу другим.
1. Задавайте открытые вопросы и слушайте
Пригласите вашего ребенка обсудить эту тему. Узнайте, как много они уже знают, и прислушайтесь к их ответу. Если они слишком маленькие и не слышали о вспышке, вам, возможно, не нужно поднимать эту тему — просто воспользуйтесь возможностью напомнить им о правилах гигиены, не внушая новых опасений.
Убедитесь, что вы находитесь в безопасной обстановке, и позвольте ребенку свободно говорить. Рисование, истории и другие методы, возможно, помогут вашему ребенку открыться для разговора.
Самое главное, не преуменьшайте или избегайте их проблем. Примите их чувства и дайте им понять, что естественно бояться этих вещей. Покажите, что вы слушаете, уделяя им все свое внимание, и убедитесь, что они понимают, что могут поговорить с вами и учителями в любое время.
2. Будьте честны: объясните правду доступным для ребенка языком
Дети имеют право на правдивую информацию о том, что происходит в мире, но и взрослые обязаны защищать их от страданий. Говорите на языке, соответствующем возрасту ребенка, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству.
Если вы не можете ответить на их вопросы, не придумывайте. Используйте это как возможность вместе найти ответы. Веб-сайты международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения, являются отличными источниками информации. Объясните, что некоторая информация в Интернете не является достоверной, и что лучше всего доверять экспертам.
3. Покажите им, как защитить себя и своих друзей
Один из лучших способов защитить детей от коронавируса и других заболеваний — это просто поощрять регулярное мытье рук. Это не должен быть запугивающий разговор. Мойте руки в танце, чтобы весело изучить правила мытья рук.
Вы также можете показать детям, как прикрывать локтем кашель или чихание, объяснить, что лучше не подходить слишком близко к людям, у которых есть эти симптомы, и попросить их рассказать вам, есть ли у них жар, кашель или затрудненное дыхание.
4. Подбодрите их
Когда мы видим много тревожных кадров по телевизору или в Интернете, иногда мы чувствуем, что кризис окружает нас повсюду. Дети могут не различать изображения на экране и свою личную реальность, и они могут полагать, что им грозит опасность. Вы можете помочь своим детям справиться со стрессом, предоставляя им возможность играть и отдыхать, когда это возможно. Следуйте привычному расписанию и распорядку, насколько это возможно, особенно перед сном, или помогите создать новый распорядок дня в новой среде.
Если в вашем районе есть вспышка болезни, напомните своим детям, что они вряд ли заразятся этой болезнью, что большинство людей, у которых есть коронавирус, не болеют очень сильно, и что многие взрослые прилагают все усилия, чтобы обеспечить безопасность вашей семьи.
Если ваш ребенок плохо себя чувствует, объясните, что он должен оставаться дома/в больнице, потому что это безопаснее для него и его друзей. Заверьте их, что вы знаете, что иногда это трудно (может быть, страшно или даже скучно), но соблюдение правил поможет обеспечить безопасность всех.
5. Проверьте, испытывают ли они на себе стигму или распространяют ее
Вспышка коронавируса привела к многочисленным случаям расовой дискриминации во всем мире, поэтому важно убедиться, что ваши дети не испытывают и не способствуют издевательствам.
Объясните, что коронавирус не имеет никакого отношения к тому, как кто-то выглядит, откуда он или на каком языке говорит. Если в школе их обзывали или издевались, они могут рассказать взрослому, которому они доверяют.
Напомните своим детям, что каждый заслуживает безопасности в школе. Запугивание всегда неправильно, и каждый из нас должен внести свой вклад, чтобы проявлять доброту и поддерживать друг друга.
6. Ищите помощников
Для детей важно знать, что люди помогают друг другу, проявляя доброту и щедрость.
Поделитесь историями о работниках здравоохранения, ученых и молодежи, среди прочих, которые работают над тем, чтобы остановить вспышку и обеспечить безопасность сообщества. Большим утешением может быть знание того, что сострадательные люди принимают меры.
7. Позаботьтесь о себе
Вы сможете помочь своим детям лучше, если вы также позаботитесь о себе. Дети сами догадаются, как вы реагируете на новости, так что им поможет тот факт, что вы спокойны и контролируете ситуацию.
Если вы чувствуете беспокойство или расстроены, найдите время для себя и обратитесь к другим членам семьи, друзьям и доверенным людям в вашем сообществе. Найдите время для того, чтобы расслабиться и восстановить силы.
8. Завершите разговор, демонстрируя заботу

Важно знать, что мы не оставляем детей в страдании. Когда ваш разговор закончится, попробуйте понять уровень их беспокойства, наблюдая за языком тела, обращая внимание на то, используют ли они свой обычный тон голоса и наблюдая за их дыханием.
Напомните своим детям, что у них могут быть другие трудные разговоры с вами в любое время. Напомните им, что вы заботитесь о них, что вы слушаете их, и что вы готовы прийти на помощь, если они обеспокоены.

понедельник, 9 марта 2020 г.

ИГРЫ НА ПРОФИЛАКТИКУ УТОМЛЕНИЯ




Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. 
Кроме релаксационной, 
они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательные функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка педагога обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей коррекционной деятельности.

Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум специалистам. Например, дефектологу и воспитателю. Один из них выполняет роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающе-коррекционной работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником. Например, при проведении игры «Цапля» отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия, и не нужно проводить утомительных для детей специальных обследований. По амплитуде круговых движений при проведении игры «Обруч» опытный педагог оценит гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал (гонг, свисток). Игры не должны часто повторяться, чтобы интерес детей к ним не угасал. Поэтому в арсенале воспитателя, дефектолога их должно быть много. Особых возрастных требований к этим играм не предъявляется. 

Из комплекса подобных игр составляются различные по содержанию варианты мини-физкультурных занятий, которые дети очень любят.

1. «ЦАПЛЯ»
Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Педагог объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Необходимо находиться в таком положении как можно дольше. Дети, у которых это получилось, становятся далее водящими в игре «Лягушки и цапля».
Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, а также очень смешит детей.

2. «СКАЧКИ»
Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Воспитатель объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. Воспитатель благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут тоже на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и его ассистент отмечают быстрых скакунов, резвых скакунов, грациозных скакунов и т.д., с тем, чтобы каждый ребенок услышал положительную оценку взрослого, и благодарят детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

3. «ПАРАШЮТИСТЫ»
Педагог объясняет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. «Прыжок» заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке следует оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжок. Ведущий отмечает каждого парашютиста, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек и является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

4. «УШИ»
Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполнятся 15-20 секунд. По окончании воспитатель спрашивает детей, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

5. «СКОМОРОХИ»
Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом следует ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу гонга в течение 20—30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

6. «ТАЧКА»
Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и превращается в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать ее то вправо, то влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Воспитатель оценивает, насколько эффективным было взаимодействие детей в парах. Упражнение проводится в течение 25—30 секунд, затем дети меняются местами. Оно укрепляет мышцы рук и приучает детей к согласованному взаимодействию друг с другом.

7. «КОШКА»
Воспитатель предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Он говорит детям, что они будут изображать кошку. Сейчас кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2—3 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Движения чередуются в течение 3—4 секунд, затем дети возвращаются к первоначальным движениям. Вся игра длится в течение 1 минуты. Самые грациозные кошки становятся затем водящими в игре «Кошки и мыши». Эта игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство мышечной радости и одновременно разнеженности, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

8. «ГУСИ»
Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.

9. «РАКИ»
Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно быстрее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

10. «БЕГ В КОЛПАКЕ»
Дети встают в две команды. Каждый ребенок надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы, и бежать в ней будет непросто. По сигналу гонга дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

11. «ВЕЛИКАНЫ»
Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц, упражняет детей в сдержанности.

12. «ФУТБОЛ»
Дети встают в круг, взявшись за руки, воспитатель старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Игра способствует развитию сосредоточения внимания, быстрой реакции и взаимодействию со сверстниками.



РАЗВИТИЕ ПРОПРИОЦЕПЦИИ


Проприоцепция — это ощущение относительного положения частей тела и их движения у человекa, иными словами — ощущение своего тела. Обеспечивается различными органами-проприорецепторами (в частности мышцами), информация с которых по крупным (поэтому быстропроводящим) нервным волокнам в составе периферических нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела.

Здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей. Дети с расстройством аутистического спектра зачастую имеют сенсорные проблемы. Поэтому развитие проприоцепции — важная часть работы с детьми с РАС.

В качестве занятий на развитие проприоцепции можно использовать:
Прыжки
·  На батуте
·  На кровати
·  На полу
·  На диване
Бег
Лазание
·  Паутинки и другие снаряды на площадке
·  Лесенки
·  Деревья
·  Скалодромы
·  Вверх и вниз по горке
Висы
·  На перекладинах
·  Деревьях
·  Турниках
·  Веревочных качелях
·  На перекладинах кровати
Топанье
Балансирование на фитболе
Ходить «тачкой» (ходьба на руках, взрослый держит ребенка за ноги)
Ходить «крабом»
Кататься на доске-скейтборде
Пинать
·  Мячи
Ползание
·  Через туннели
·  Через полосу препятствий
Жевать
·  Резинку
·  Хрустящую пищу (снеки, сушки, сырые овощи)
·  Вязкую пищу (сухофрукты, тянучки и т.д.)
Пить через соломинку
Например молочный коктейль (густой напиток дает еще больше стимуляции)
Сжимать
·  Антистрессовые мячики
·  Массу для лепки
·  Жвачку для рук
Растягивать и тянуть резиновую ленту, используемую при занятиях пилатесом
Отжиматься от стула
Отжиматься от пола
Тяжелый физический труд
Тяжелый физический труд — это задания, которые требуют от ребенка использовать все силы своих мышц, чтобы толкать, поднимать, катить и нести тяжелые предметы. Когда мы используем мускулы таким образом возникает сопротивление, которое оказывает воздействие на проприоцептивные рецепторы в мускулах и суставах.
Толкать/тянуть тяжелые предметы
·  Корзину с грязным бельем
·  Тачку
·  Газонокосилку
·  Тележку в магазине (они бывают детские)
·  Пылесос
·  Мебель
Носить тяжелые объекты
·  Пакеты и банки в магазине или из кладовки
·  Сумку с учебниками
·  Коробки с вещами
·  Мусорное ведро
·  Утяжелители
Копать
Работать граблями
Сгребать
·  Снег
·  Песок
·  Листья
Тянуть за веревку
·  Привязанную к ручке двери
·  Привязанную к дереву
·  Привязанную к перекладине качелей
·  Просто перетягивать канат
Задания на развитие глубокой чувствительности:
Обнимать и обниматься
Заворачиваться в одеяло
Протискиваться через узкие места
Лежать под тяжелыми предметами
·  диванными валиками
·  подушками
·  массаж

И помните: всё, что вы используете, нужно дозировать в той мере, в какой это нужно ребёнку!